Портал Управления образования Вагайского района Тюменской области


Архив новостей



















<





Официальный интернет-портал правовой информации


















инструкции и видеопомощь











Нюрнбергский процесс

Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные груп-пировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 74 года…
2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, которая про-должалась 6 лет и в которой участвовало 62 государств из 73 существующих на тот момент. Площадь военных действий была свыше 22 млн. км, в вооруженные силы мобилизовано 110 млн. человек. Убито и умерло от ран более 50 млн. человек, остались инвалидами и были ранены 90 млн. человек.
Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта безоговорочной капитуляции Германии. Её закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 70 лет этот процесс продолжает вызывать к себе интерес.
Весь мир осознавал, что фашисты, развязавшие войну, являются преступниками. А преступников за их деяния судят. Эти преступники совершили преступление против народов всей земли, значит и суд должен быть международным. Судить предстояло военных преступников – а это трибунал. Международный трибунал. Вроде бы всё ясно и просто. Но на самом деле Нюрнбергский процесс был не простым.
8 августа 1945 г., через три месяца после Победы над фашистской Германией, правительства СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всем мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.
Для процесса город Нюрнберг был выбран для этого не случайно:
— городу 900 лет, это старинный баварский город — бывшая резиденция баварских королей,
— этот город нравился германскому императору Фридриху Барбаросса, который бредил мировым господством. О чём ещё вам говорит это имя?
— этот город был любимым городом Гитлера, он проводил здесь съезды нацистской партии, военные парады (для этого специально построили плац). На улице Фюртштрассе — массивное 4-х этажное здание — Дворец юстиции.
Итак, с местом определились, далее. Что нужно для судебного процесса? Или кто?
Подсудимые. О них я скажу позже…
Судьи. Их было 8 человек, по 2 человека от каждой страны. Председатель суда — главный судья Великобритании Джеффери Лоренс.
Главным обвинителем от СССР был прокурор Роман Андреевич Руденко, а также 1 заместитель прокурора — Николай Зоря и заместитель — Марк Юрьевич Рагинский.
Все без исключения подсудимые на Нюрнбергском процессе пользова-лись такими процессуальными гарантиями, такими возможностями защиты, которые никогда не существовали не только в странах третьего рейха, но которых не знала юстиция западных стран. Так, обвинительный акт на немецком языке был вручен подсудимым за 30 дней до начала процесса (для возможности ознакомления с ним).
Подсудимые располагали услугами 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента — юриста и 67 секретарей.
Процесс начался в 10 часов 20 ноября 1945 г. Перед Трибуналом предстали 24 военных преступника, входивших в высшее руководство фашистской Германии. Такого в истории еще не было. Также впервые был рассмотрен вопрос о признании преступными ряда политических и государственных институтов — руководящего состава фашистской партии НСДАП, штурмовых (СА) и охранных (СС) ее отрядов, службы безопасности (СД), тайной государственной полиции (гестапо), правительственного кабинета, Верховного командования и Генерального штаба.
Суд не был скорой расправой над поверженным врагом и длился почти год.
В зале суда были заслушаны 116 свидетелей, рассмотрено 143 письменных показания и свыше 5 тысяч документальных доказательств, выполнено 780000 фотокопий, использовано 27 км. магнитной ленты и 7 тысяч граммофонных дисков. Стенографический протокол процесса занимает 16000 страниц.
Колоссальная работа была проведена государственными обвинителями, т.е. прокурорами, как я уже говорил выше от нашей страны — Романом Андреевичем Руденко и его командой.
В качестве доказательств фигурировали также книги, статьи и публичные выступления нацистских лидеров, фотографии, документальные фильмы, кинохроника. Достоверность и убедительность этой базы не вызывали сомнений.
Вместе с тем, адвокаты заявляли об отложении суда, утверждая, что нет такого закона, согласно которому можно привлекать к уголовной ответ-ственности за ведение агрессивной войны глав государства, приводя в при-мер Наполеона, развязавшего войну, завоевавшего в течение 15 лет полмира и который не был осужден (до выработки такого закона).
Ссылались на кайзера Вильгельма II, который хоть и был обвинён в развязывании Первой мировой войны, но осужден не был.
И еще один аргумент, подсудимые не виновны, т.к. главные виновники — Гитлер, Гиммлер и Геббельс, а эти люди выполняли лишь приказы.
Однако трибунал дал решительный отпор попыткам сорвать процесс над фашистскими преступниками.
Из материалов дела:
«ПАМЯТКА НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА». «Помни и выполняй:
1)…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
2)…Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…
3)…Мы поставим на колени весь мир. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки…уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».Всем обвиняемым были предъявлены 4 пункта обвинения:
1. Общий план или заговор с целью установления мирового господства, так называемого «Нового порядка» в Европе. Новым порядком фашисты называли режим террора, грабежа и насилия, который они установили на оккупированных территориях.
2. Преступления против мира, активное участие в агрессии, начала войны против многих стран, в том числе против Польши — 1сентября 1939 года, с которой и началась мировая трагедия.
Из обвинения: «Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств».
3. Военные преступления:
— убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупи-рованных территориях;
— увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;
— убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны;
— бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью;
— германизация оккупированных территорий.
4. Преступления против человечности. Обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления врагов нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.Так, за время войны полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, немцы сожгли и разрушили свыше 6 млн. зданий и лишили крова 25 млн. человек. В СССР разрушили почти 32 тысячи промышленных предприятий, 4100 железнодорожных станций, 40 тысяч больниц, 84 тысячи школ, техникумов, вузов, 43 тысячи библиотек.
Из материалов дела: «В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж. В бараках были крысы, которые объедали трупы. В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женским волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тыс. женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которой изготавливали носки для воюющих немцев в холодной России. В 1941 году в лагере Аушвиц был построен первый крематорий. В хирургическом отделении проводились различные эксперименты над людьми: изучались действия различных химических препаратов, искусственно вызывались язвы, ожоги, инфекционные заболевания. На поток было поставлено производство мыла из остатков человеческого жира. Снимали целиком кожу с трупов, подвергали ее химической обработке, сушили и изготавливали седла, перчатки, дамские сумочки. Некоторые представители администрации лагерей коллекционировали черепа заключенных. Всего в Освенциме (Польша) погибло 4млн. чел., в Равенсбрюке (Германия) — более 130 тыс. женщин и детей, в Саласпилсе (Рига) — более 100тыс., в Треблинке (Польша) — более 800 тыс., в Майданеке (Польша) — более 1,5 млн. человек, в Маутхаузене (Австрия) – свыше 122 тыс. человек, Бухенвальд (Веймар) — 56 тысяч человек, Дахау (Мюнхен) — 250 тысяч человек».
«Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они медленно умирали. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Весной 1944 года в лагере Биркенау был организован блок для близнецов, где доктор Менгель проводил над ними различные эксперименты».
Из показаний Ульяны Манько (33 года): «Меня, беременную, и моих двух детей, Татьяну – 5 лет и Марию – 2 лет, в один из февральских дней 1944 г. с многими другими односельчанами немцы погнали в концлагерь, находившийся близ поселка Дерть. В пути нас не кормили, мои дети плакали от голода, и я хотела в поле собрать несколько картофелин. Увидев, что я собираю мерзлую картошку, немецкий солдат подбежал ко мне и стал ногами бить в поясницу. Я потеряла сознание, и вскоре у меня начались роды. Новорожденный на вторые сутки умер, а меня, больную, истерзанную, погнали дальше в лагерь.
В лагере мы жили под открытым небом, спали прямо на снегу. Мои дети страдали от холода и еще больше от голода. Горячей пищи нам не давали, а изредка через проволоку бросали хлеб. Но желающих получить кусок хлеба было слишком много, и мне, больной и немощной, лишь два раза удалось таким образом заполучить небольшие ломтики хлеба. Однажды я хотела собрать веток, чтобы развести костер и обогреть своих детей. Но немец не дал мне этого сделать и избил меня палкой.
Так я мучилась со своими детьми в концлагере. Вскоре у моих детей опухли ноги и руки. Они кричали и плакали: «Мама, холодно! Мама, ку-шать!» Но я ничего не могла сделать для моих девочек. На пятый день в жизни в лагере от голода умерла моя дочь Мария, а на следующий день умерла и Татьяна».
Заложники вермахта (Озаричи — лагерь смерти): Документы и материалы. Минск: Национальный архив Республики Беларусь, 1999. С. 73.

Из отчёта унтершарфюрера СС Арльта о деятельности 2-го взвода 1-й роты батальона войск СС, 3 августа 1942 г.: «Работа оставшихся в Минске членов группы остается по-прежнему в основном та же. Транспорты с евреями прибывают регулярно в Минск и обрабатываются нами. Так, 18 и 19.06.1942 г. мы снова занимались рытьем рвов на территории поселка. 19.06. на новом кладбище возле имения командира был похоронен скончавшийся от сыпного тифа в лазарете СС шарфюрер СС Шредер. Моя группа была усилена СД и как взвод участвовала в почетном карауле. 26.06. Прибыл ожидаемый транспорт с евреями из рейха. 27.06. Мы выехали почти всей командой на операцию в Барановичи. Результаты, как всегда, оказались отрицательными. В ходе этой акции мы очистили гетто в Слониме. В этот день около 4000 евреев были преданы земле. 30.06. Мы снова возвратились в Минск. В последующие дни занимались приведением в порядок обмундирования, чисткой и пристрелкой оружия. 2.07. Снова копались рвы для приема транспорта с евреями. 10.07. Мы и латышская команда использовались против партизан в лесу возле Койданово. Мы смогли ликвидировать склад боеприпасов. Внезапно из засады мы были обстреляны из пулемета, при этом был убит один латышский товарищ. Во время преследования банды были убиты 4 чел.
12.07. Литовский товарищ был похоронен на новом кладбище. 17.07. Прибыл транспорт с евреями, которые были доставлены в имение. 21, 22 и 23.07. Были вырыты новые рвы. 24.07. Снова прибыл транспорт с 1000 евреев из рейха. С 25.07. по 27.07. Копались новые рвы. 28.07. Проведена крупная акция в минском русском гетто. 6000 евреев были доставлены ко рву. 29.07. 3000 немецких евреев были доставлены ко рву. Последующие дни мы занимались чисткой и пристрелкой оружия…»
Лагерь смерти Тростенец: Документы и материалы. Минск, 2003. С. 26 — 27.
Гитлер ненавидел евреев и свою ненависть он выразил в создании кон-центрационных лагерей. Первый лагерь организован в 1933 году в Бухен-вальде, в Европе самыми большими были лагеря: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен, Равенсбрюк, Маутхаузен. А на территории СССР были созданы лагеря в Смоленске, Ставрополе, Харькове, Киеве и в других городах.
В общей сложности за колючей проволокой оказалось 18 миллионов человек, 12 миллионов умерщвлены.
За время Второй Мировой Войны в Германии было создано около 5 тысяч концентрационных лагерей разного назначения и вместимости.
Умерщвление людей в лагерях смерти было поставлено на конвейер. Лагерями смерти, предназначенными для массовых убийств евреев и цыган, были Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор (лагеря «Операции Рейнхард»), а также Майданек в Польше.
Холокост.
— Слово «Холокост» произошло от древнегреческого holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».
26 миллионов 600 тысяч наших соотечественников погибло в этой кровавой бойне.
И больше половины из них — 15 миллионов 400 тысяч — это были мирные граждане
Вернемся к трибуналу. Все 403 заседания Трибунала были открытыми. В зал суда было выдано около 60 тысяч пропусков. Работу Трибунала широко освещала пресса, велась прямая радиотрансляция. Таким образом, весь мир узнал о зверствах фашистов.
«Сразу после войны люди скептически относились к Нюрнбергскому процессу (имеются в виду немцы) — сказал мне летом 2005 г. заместитель председателя Верховного суда Баварии господин Эвальд Бершмидт, давая интервью съемочной группе, которая тогда работала над фильмом „Нюрн-бергский набат“. — Это все-таки был суд победителей над побежденными. Немцы ожидали мести, но необязательно торжества справедливости. Однако уроки процесса оказались другими. Судьи тщательно рассматривали все обстоятельства дела, они доискивались правды. К смертной казне приговорили виновных. Чья вина была меньше, — получили другие наказания. Кое-кто даже был оправдан. Нюрнбергский процесс стал прецедентом международного права. Его главным уроком явилось равенство перед законом для всех — и для генералов и для политиков».
Почти через год 30 сентября — 1 октября 1946 г. Суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. Двенадцать из них трибунал приговорил к смертной казни через повешение. Другим предстояло отбыть пожизненное заключение или длительные сроки в тюрьме. Трое были оправданы.
Ходатайства осуждённых о помиловании были отклонены.
Приговор:
К смертной казни через повешение: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно), Йодля.
К пожизненному заключению: Гесса, Функа, Редера.
К 20 годам тюремного заключения: Шираха, Шпеера.
К 15 годам тюремного заключения: Нейрата.
К 10 годам тюремного заключения: Дёница.
Оправданы: Фриче, Папен, Шахт.
Трибунал признал преступными организации СС, СД, СА,
Гестапо и руководящий состав нацистской партии.
Смертные приговоры были приведены в исполнение в ночь на 16 октября 1946 года в спортзале Нюрнбергской тюрьмы. Герман Геринг отравился в тюрьме незадолго до казни (существует несколько предположений, как он получил капсулу с ядом, в том числе, что она была передана женой во время последнего свидания при поцелуе). Приговор в исполнение приводили американские солдаты — профессиональный палач Джон Вудз и доброволец Джозеф Малта.
Трупы казнённых фашистских главарей были перевезены в Мюнхен, сожжены, и их прах был развеян с самолёта в горах Баварии.